Позиция нашего Профсоюза о проекте закона "Об образовании в Российской Федерации"
В предстоящий период (второе полугодие 2012 года и начало 2013 года) планируется завершающий этап работы над проектами федеральных законов «Об образовании в Российской Федерации» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации», которые были подготовлены и внесены Министерством образования и науки Российской Федерации в Правительство Российской Федерации 3 мая 2012 года (письмо Минобрнауки России от 3 мая 2012 года № МОН-П-1094).
Напоминаем, что на предыдущих стадиях подготовки законопроекта в Минобрнауки России и его общественного обсуждения в сети Интернет на специально созданном сайте http://edu.crowdexpert.ru Профсоюз, его организации, члены Профсоюза неоднократно размещали свои замечания и предложения в адрес Минобрнауки России, обращая внимание, прежде всего, на приоритетные вопросы определения и законодательного закрепления системы государственных гарантий развития всех уровней образования, правового и социального статуса обучающихся и педагогических работников, гарантий при реорганизации и ликвидации образовательных организаций.
Кроме того, отдельные позиции законопроекта обсуждались и согласовывались на рабочих совещаниях представителей Профсоюза и Минобрнауки России.
В результате этой работы удалось упорядочить и конкретизировать терминологию и структуру законопроекта, обратить внимание разработчиков на особенности правового статуса педагогических работников и других участников образовательных отношений и решить вопрос о закреплении нормы, предусматривающей гарантии не снижения существующих размеров оплаты труда педагогических работников, объема их трудовых прав и социальных гарантий, а также уровня стипендиального обеспечения обучающихся и объема, предоставляемых им мер социальной поддержки на момент принятия и вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Центральным Советом Профсоюза совместно с Межвузовским (межрегиональным) научным учебно-методическим центром комплексной безопасности образовательного учреждения (МЦКБОУ), созданным при Минобрануки России, разработана и внесена в законопроект «Об образовании в Российской Федерации» отдельная статья 42 «Охрана здоровья обучающихся», а также внесены предложения в статью 28 законопроекта, в которых определена ответственность образовательной организации за жизнь и здоровье обучающихся и работников во время образовательного процесса.
По предложению Профсоюза в законопроект были включены нормы, предусматривающие принятие Кодекса профессиональной этики педагогических работников Всероссийским съездом педагогических работников, было поддержано предложение Профсоюза о включении работников образовательных организаций на паритетных началах в состав комиссий по урегулированию споров между участниками образовательных отношений, формируемых в образовательных организациях.
24 мая 2012 года на заседании Российской трехсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений Председателем Профсоюза Г.И. Меркуловой была озвучена официальная позиция Общероссийского Профсоюза образования по проекту федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», который был представлен в РТК в редакции по состоянию на 3 мая 2012г.
Позиция Профсоюза на представленный в Правительство РФ обновленный вариант законопроекта была доведена до территориальных организаций Профсоюза, а также обнародована на сайте Профсоюза в форме письма ЦС Профсоюза «О проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» от 21 мая 2012 г. № 95а.
В рамках рассмотрения проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в аппарате Правительства РФ (май – июль 2012 г.) была продолжена практика проведения встреч и консультаций специалистов Общероссийского Профсоюза образования с представителями Министерства образования и науки РФ и Министерства финансов РФ по вопросам изменения отдельных положений законопроекта об образовании, которые, с точки зрения Профсоюза, требуют серьезной доработки или изменения и касаются, в первую очередь, правового и социального статуса работников образования и обучающихся, а также сохранения действующих и введения дополнительных правовых, социальных, профессиональных и финансовых гарантий и условий реализации конституционного права граждан РФ на образование.
Предварительными итогами состоявшихся консультаций представителей Общероссийского Профсоюза образования и стороны, представляющей Правительство РФ, в рамках рассмотрения проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в аппарате Правительства РФ, можно считать следующие предложения и замечания Профсоюза, которые были учтены полностью или частично в правительственном законопроекте:
- исключено из понятия «педагогический работник» указание на то, что педагогические работники - физические лица, могут состоять в гражданско-правовых отношениях с работодателем;
- закреплены полномочия региональных органов власти по обеспечению прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного образования в муниципальных образовательных организациях;
- предусмотрен учет мнения представительных органов работников при принятии в образовательной организации локальных нормативных актов, затрагивающих права работников,в порядке и в случаях, предусмотренных трудовым законодательством;
- предусмотрен учет мнения выборного органа первичной профсоюзной организации обучающихся при установлении размера государственной стипендии и при рассмотрении вопроса о привлечении обучающихся к дисциплинарной ответственности;
- распространен ряд трудовых прав и мер социальной поддержки, предоставляемых педагогическим работникам, на руководителей, заместителей руководителя, руководителей структурных подразделений и их заместителей, осуществляющих учебную (преподавательскую) работу в образовательных организациях;
- на день вступления в силу Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» в оклады научно-педагогических работников включаются надбавки, предусмотренные для работников занимающих должности доцентов и профессоров, а также имеющих ученую степень кандидата и доктора наук, в размерах установленных действующим федеральным законодательством о высшем и послевузовском профессиональном образовании.
Характеризуя в целом содержание проектов федеральных законов «Об образовании в Российской Федерации» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» ЦС Профсоюза считает необходимым отметить следующее.
В настоящее время в проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» сделаны важные шаги по упорядочению и кодификации правовых норм, регулирующих вопросы правового статуса всех участников образовательных отношений, полномочий в сфере образования органов государственной власти всех уровней, структуры системы образования. Кроме того, законопроектом урегулированы особенности реализации некоторых видов образовательных программ и получения образования отдельными категориями обучающихся.
Однако, основы правового и социального статуса педагогических работников в законопроекте, на наш взгляд, не только не претерпели каких-либо существенных качественных изменений, закрепляющих гарантии по оплате и иным условиям труда, повышению квалификации, улучшению жилищно-бытовых условий, оздоровлению и др., но и с каждой новой версией законопроекта (а всего их уже было более десяти), объем их изменяется в сторону снижения и (или) уменьшения.
Следует отметить, что по другим категориям граждан РФ со специальным правовым статусом законодательством РФ предусмотрен существенно более широкий набор социальных льгот, гарантий и компенсаций, подтверждающих их особый статус в обществе (сотрудники полиции, судьи, государственные гражданские служащие, военнослужащие и др.).
Предлагаемая в законопроекте специальная глава 5 «Педагогические, руководящие и иные работники организаций, осуществляющих образовательную деятельность», на наш взгляд, провозглашая особый статус педагогических работников в обществе, в практическом плане не предлагает никаких новых правовых механизмов, закрепляющих этот статус (кроме академических прав и свобод).
Что касается трудовых прав и социальных гарантий педагогических работников, то здесь предлагаемая Правительством РФ версия законопроекта не во всем сохраняет достигнутый уровень гарантий и прав педагогических работников, а в некоторых случаях снижает или изменяет их не в пользу педагогических работников. Так, педагогические работники утрачивают право на компенсацию расходов, связанных с приобретением книгоиздательской продукции и периодических изданий; отсутствует правовое регулирование определения верхних пределов учебной нагрузки для профессорско-преподавательского состава в вузах и учреждениях дополнительного профессионального образования.
В связи с изложенным, Профсоюз будет продолжать настаивать на сохранении отдельного права педагогических работников на возмещение расходов, связанных с приобретением для целей осуществления профессиональной деятельности печатных и электронных учебных и методических, в том числе нотных и периодических изданий, а также на установлении порядка реализации указанного права.
По мнению представителей Министерства образования и науки РФ и аппарата Правительства РФ, данное предложение Профсоюза нельзя признать эффективным, поскольку указанная компенсация фактически утратила свое целевое назначение, а ее размер не позволяет педагогическим работником приобретать необходимую литературу. Аргументируя свою позицию, Минобрнауки России обращает внимание на то, что в настоящее время существенно расширены возможности использования педагогическими работниками открытых электронных образовательных ресурсов, где многие учебные и методические издания находятся в открытом доступе. Также Министерство считает, что включение размера действующей компенсации в состав оклада (должностного оклада) педагогического работника не потребует от него подтверждения произведенных расходов, она будет постоянно индексироваться уже в рамках соответствующего оклада.
По мнению Профсоюза, в законопроекте сформулированы только общие нормы, касающиеся права педагогических работников образовательных учреждений всех типов и видов на оплату труда не ниже уровня средней заработной платы работников, занятых в сфере экономики субъекта Российской Федерации, на территории которого расположены образовательные организации (статья 103 законопроекта).
Законопроект не устанавливает правовых гарантий реализации механизма, обеспечивающего повышение уровня оплаты труда лиц из числа профессорско-преподавательского состава до 200 процентов от средней заработной платы в соответствующем регионе, предусмотренного Указом Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 г. № 597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики».
Минобрнауки России, в свою очередь, считает избыточными предложения Профсоюза по законодательному закреплению гарантий финансового обеспечения оказания государственных услуг в сфере образования на основе принципа установления заработной платы педагогических работников образовательных организаций всех типов с учетом закрепления в законопроекте в полном объеме положений Указа Президента Российской Федерации от 7 мая 2012 года №597 «О мероприятиях по реализации государственной социальной политики». Министерство образования и науки РФ полагает, что соответствующие положения Указа Президента предусмотрены в проекте государственной программы «Развития образования» на 2013 – 2020 годы, а самим законопроектом предусмотрен общий подход к осуществлению финансового обеспечения государственных услуг в сфере образования, исходя из обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников не ниже уровня средней заработной платы работников по экономике субъекта Российской Федерации.
Профсоюз продолжает настаивать на сохранении основных положений действующей редакции нормы Закона РФ «Об образовании», регулирующей вопросы обеспечения государственных гарантий прав граждан на получение общедоступного и бесплатного дошкольного, начального общего, основного общего, среднего общего образования, дополнительного образования в муниципальных общеобразовательных организациях. По мнению Профсоюза, законопроект снижает уровень обеспечения указанных государственных гарантий в части способа их финансового обеспечения, поскольку понятие «субвенция» заменяется понятием «иные межбюджетные трансферты», что может позволить органам местного самоуправления самостоятельно изменять целевое назначение указанных финансовых средств.
Более того, Профсоюз считает, что законопроект не раскрывает целевого назначения «иного межбюджетного трансферта», а заменяет конкретные направления расходования средств (оплата труда работников общеобразовательных учреждений, расходы на учебники и учебные пособия, технические средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды) указанием на использование этих средств на реализацию основных общеобразовательных программ и федеральных государственных образовательных стандартов.
По мнению Профсоюза, подобная замена не может быть поддержана, поскольку действующие основные общеобразовательные программы и федеральные государственные образовательными стандарты не содержат конкретных направлений расходования средств на оплату труда работников общеобразовательных организаций, расходы на учебники и учебные пособия, средства обучения, расходные материалы и хозяйственные нужды.
Профсоюз не может согласится с тем, что в законопроекте снижается действующий уровень правовых гарантий прав граждан сельских поселений при ликвидации и реорганизации муниципальных образовательных организаций, расположенных в сельской местности.
Решение вопроса о реорганизации и ликвидации этих организаций передается исключительно представительному органу соответствующего городского округа или муниципального района, на территории которого расположена муниципальная образовательная организация, взамен схода граждан, предусмотренного действующим законодательством. Таким образом, законопроект, на взгляд Профсоюза, умаляет такую форму участия граждан в делах муниципального образования как сход граждан, являющуюся формой непосредственного осуществления населением местного самоуправления.
По мнению Минобрнауки России, позиция Профсоюза по данному вопросу не соответствует нормам Федерального закона от 6 октября 2003 года № 131-ФЗ «Об общих принципах организации местного самоуправления в Российской Федерации», устанавливающего случаи и порядок проведения схода граждан. Кроме того, представители Минобрнауки России считают, что в рамках подготовки проекта Федерального закона «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в РФ» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» вносятся изменения в Федеральный закон «Об основных гарантиях прав ребенка в Российской Федерации», предусматривающие усиление правовых гарантий сохранения инфраструктуры сферы образования. В частности, предусматривается проведение предварительной экспертной оценки последствий для обеспечения образования детей принимаемого решения о реорганизации и ликвидации государственных и муниципальных организаций, образующих социальную инфраструктуру для детей.
В части социальных прав и гарантий обучающихся, на взгляд Профсоюза, в законопроекте делается попытка серьезно ограничить возможности или усложнить порядок реализации обучающимися предусмотренных законопроектом прав и получения социальных гарантий. Впредставленном законопроекте предусматривается лишь порядок выделения средств организации, осуществляющей образовательную деятельность, на стипендиальное обеспечение обучающихся (стипендиальный фонд), без непосредственного определения минимального размера государственной стипендии; неустановлено каких-либо ограничений размеров платы за коммунальные и бытовые услуги, в связи с чем размер государственной стипендии обучающихся может не обеспечить компенсацию всех расходов за проживание в общежитии.
Принимая во внимание, что в проекте федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» учтены многие замечания и предложения Общероссийского Профсоюза образования в части сохранения действующих социальных гарантий и льгот в отношении педагогических работников и обучающихся, а также прав на участия профсоюзных организаций в принятии локальных нормативных актов в образовательных организациях, Профсоюз посчитал возможным концептуально поддержать проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», разработанный Минобрнауки России.
Вместе с тем, у Профсоюза и его организаций остаются существенные разногласия с Минобрнауки России по целому ряду положений законопроекта (таблица разногласий прилагается), которые не удалось урегулировать на стадии рассмотрения законопроекта в аппарате Правительства РФ. В связи с этим, Профсоюз будет активно продолжать работу по обсуждению проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» с целью максимально полного учета позиции Профсоюза по оставшимся разногласиям в рамках рассмотрения законопроекта Государственной Думой Федерального Собрания РФ.
В рамках рассмотрения законопроекта «Об образовании в Российской Федерации» в Правительстве РФ, его обсуждение состоялось и на площадке «Открытого Правительства». Участники «Открытого Правительства» в целом поддержали законопроект. Подробно о ходе обсуждения законопроекта «Об образовании в Российской Федерации» участниками «Открытого Правительства» можно ознакомиться в интернете на сайте http://zakon.government.ru.
26 июля 2012 года проект федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и связанный с ним законопроект, вносящий соответствующие изменения в другие законодательные акты РФ, были рассмотрены на заседании Правительства РФ и в целом одобрены.
В ходе состоявшегося обсуждения на заседании Правительства РФ проектов федеральных законов «Об образовании в Российской Федерации» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации» Министр образования и науки РФ Дмитрий Ливанов в частности отметил:
«…….в законопроекте предложен ряд новых механизмов, направленных на развитие отрасли. К ним можно отнести следующие:
Первое. Расширяется круг организаций, в том числе различных форм собственности, в которых граждане смогут получать бесплатное образование, расширяются возможности ведения образовательной деятельности негосударственными, в том числе коммерческими организациями.
Второе: Предусматриваются дополнительные возможности по обеспечению каждому ребёнку доступа к дошкольному образованию – как в форме семейного образования, так и в государственных учреждениях, причём не только в детских садах, но и в группах при школах, организациях дополнительного образования детей и так далее.
Третье. Обучающимся предоставляются возможности выбора различных учебных курсов самой образовательной организации или вне её в рамках использования модульных технологий обучения, дистанционных образовательных технологий и электронного обучения, а также сетевого взаимодействия образовательных организаций.
Четвёртое. Законодательство в сфере среднего профессионального образования приводится в соответствие с Конституцией Российской Федерации: среднее профессиональное образование станет общедоступным и будет включать в себя как программы подготовки специалистов среднего звена, так и программы подготовки высококвалифицированных рабочих. Сейчас эти программы реализуются на уровне начального профессионального образования. Я хочу обратить внимание, что в статье 43 Конституции единственным уровнем не университетского образования, который установлен, является именно среднее профессиональное образование. Поэтому образовательные программы, которые раньше реализовывались на уровне начального профессионального образования, никуда не уходят, они просто будут реализовываться на уровне среднего профессионального образования. Эта позиция согласована со всеми объединениями работодателей. Она поддерживается бизнесом.
Пятое. Расширяется видовое разнообразие образовательных программ, которые в своей совокупности будут обеспечивать мобильность и гибкое реагирование системы образования на запросы общества и рынка труда. С целью удовлетворения потребностей работодателей в подготовке рабочих кадров по существу по-новому выстроена структура подготовки кадров по программам профессионального обучения, получают законодательную регламентацию центры профессиональных квалификаций и так далее.
Шестое. Закрепляются особенности получения образования, во-первых, для граждан, проявивших выдающиеся способности, во-вторых, для граждан с ограниченными возможностями здоровья и, наконец, в-третьих – образование в сфере искусства и культуры, медицины, спорта, обороны и безопасности государства.
Значительное внимание в законопроекте уделено закреплению правового статуса основных субъектов образовательных отношений – педагогических работников, обучающихся и образовательных организаций. Впервые на законодательном уровне признаётся особый статус педагогических работников в обществе и вводится обязательство по созданию условий для обеспечения их профессиональной деятельности. В совокупности указанные нормы позволят создать необходимые предпосылки для перехода к эффективному контракту с педагогическими работниками.
Одновременно с этим в законопроекте описано правовое положение обучающихся – их права, обязанности, дисциплинарная ответственность, меры социальной поддержки, касающиеся и стипендиального обеспечения, и предоставления мест в общежитиях, и обеспечение учебниками, питанием, и так далее. Также закрепляются права и обязанности родителей обучающихся или их законных представителей. Установлен приоритет прав родителей на воспитание и обучение детей и закреплены их права на получение информации, на их участие во всех видах обследования обучающихся, на участие в управлении образовательной организацией, в выборе методов обучения и воспитания. Кроме того, впервые предусмотрено создание в образовательных организациях комиссий по урегулированию споров между участниками образовательных отношений.
Законопроектом также предусматриваются новые нормы о педагогической экспертизе в отношении нормативно-правовых актов, которые затрагивают вопросы обучения и воспитания, об инновационной экспериментальной деятельности в сфере образования и так далее, которые в совокупности призваны обеспечить динамичное развитие системы образования в будущем.
Проект федерального закона об образовании в Российской Федерации был разработан в 2010 году рабочей группой, в состав которой вошли представители большинства федеральных органов исполнительной власти, Государственной Думы и Совета Федерации, научного, педагогического, ректорского сообществ, работодателей. За два года после разработки законопроект действительно прошёл беспрецедентно широкое общественное обсуждение. Оно происходило и в рамках парламентских слушаний, в Общественной палате, на конференциях Российского союза ректоров, на традиционных августовских педагогических совещаниях, на различных сайтах в сети Интернет. Всего, в результате обсуждения в сети Интернет мы получили более 17 тыс. замечаний и предложении к законопроекту. Все они рассмотрены.
Законопроект также рассматривался различными общественно-профессиональными объединениями – профсоюзами в сфере образования (у нас их три зарегистрировано), общероссийскими объединениями работодателей – Торгово-промышленной палатой, «Опорой России», РСПП, «Деловой Россией».
24 мая 2012 года законопроект был рассмотрен на заседании Российской трёхсторонней комиссии по регулированию социально-трудовых отношений, в целом поддержан. По ряду предложений мы договорились с представителями работодателей и профсоюзами о сближении позиций при рассмотрении законопроекта в Государственной Думе.
Проект федерального закона согласован с 31 ведомством и субъектами Российской Федерации. 46 субъектов согласовали законопроект без замечаний, 37 представили свои замечания, в целом его поддержав.
Законопроект был внесён с разногласиями в Правительство, однако большая часть из них урегулирована в Правительстве. Сохранилось два принципиальных разногласия с Министерством финансов России, на которых я остановлюсь.
Первое касается сохранения в законопроекте в полном объёме мер социальной поддержки педагогических работников, проживающих и работающих на селе. Здесь речь идёт прежде всего о компенсации коммунальных расходов, которые уже установлены действующим законодательством. Считаем принципиально важным эти нормы сохранить.
Второе разногласие заключается в установлении гарантий по заработной плате – не ниже средней по экономике в регионе. Мы также считаем принципиально важным зафиксировать эту позицию как политическое решение. Мне кажется, что если это решение будет принято, оно создаст для нас бесконфликтную ситуацию при рассмотрении законопроекта в Государственной Думе.
В соответствии с полученными заключениями Государственно-правового управления Президента, Управления Президента по научно-образовательной политике и Экспертного управления законопроект концептуально поддерживается, а высказанные замечания предлагается учесть в рамках подготовки ко второму чтению. Законопроект был одобрен на заседании комиссии Правительства по законопроектной деятельности 16 июля 2012 года, а вчера был поддержан экспертным советом «Открытого Правительства».
В соответствии с распоряжением Правительства РФ от 31 июля 2012 года № 1386-р «О внесении в Государственную Думу Федерального Собрания Российской Федерации проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» Министр образования и науки Российской Федерации Ливанов Дмитрий Викторович и статс-секретарь - заместитель Министра образования и науки Российской Федерации Третьяк Наталья Владимировна назначены официальными представителями Правительства Российской Федерации при рассмотрении палатами Федерального Собрания Российской Федерации проектов федеральных законов «Об образовании в Российской Федерации» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации».
07 августа 2012 года на официальном сайте Государственной Думы Федерального Собрания РФ были размещены законопроекты №121965-6 «Об образовании в Российской Федерации» и № 121975-6 «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» и признании утратившими силу некоторых законодательных актов Российской Федерации», которые были официально внесены в Государственную Думу РФ 03 августа 2012 г.
Обращаем внимание региональных организаций Профсоюза на то, что урегулирование оставшихся разногласий между Минобрнауки России и Минфином России Председателем Правительства РФ Д.А. Медведевым РФ был отведен семидневный срок, в течение которого указанные ведомства должны окончательно согласовать свои позиции.
В результате работы Минобрнауки России и Минфина России над проектом федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» появился измененный вариант, утративший некоторые принципиально значимые дополнительные гарантии и меры социальной поддержки педагогических работников и обучающихся:
- не закреплены государственные гарантии в области оплаты труда педагогических работников(часть 2 статьи 104 предусматривает, что нормативные затраты на оказание государственных (муниципальных) услуг в сфере образования включают затраты на оплату труда педагогических работниковс учетом соотношения учебной (преподавательской) и другой работы, а также с учетом обеспечения уровня средней заработной платы педагогических работников, который определяется решениями Президента РФ, Правительства РФ,органами государственной власти субъектов РФ и органами местного самоуправления);
- не сохранено право на предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа)(часть 9 статьи 48 предусматривает, что Правительство РФ, органы государственной власти субъектов РФ и органы местного самоуправления вправе устанавливать за счет бюджетных ассигнований соответственно федерального бюджета, бюджетов субъектов Российской Федерации и местных бюджетов дополнительные гарантии и меры социальной поддержки педагогическим работникам, в том числе предоставление компенсации расходов на оплату жилых помещений и коммунальных услуг педагогическим работникам, проживающим и работающим в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа), а также педагогическим работникам, вышедшим на пенсию, в случае, если они проживали и проработали в сельской местности, рабочих поселках (поселках городского типа) не менее десяти календарных лет).
- исключены нормативы определения объема средств, выделяемыхорганизациям, осуществляющим образовательную деятельностьдля формирования стипендиального фонда.
В связи с этим обращаем особое внимание региональных организаций Профсоюза на необходимость своевременной организации и проведения широкой экспертно-аналитической и информационной работы с представителями государственных органов законодательной и исполнительной власти, профессионального сообщества, членов Профсоюза, а также заинтересованных структур гражданского общества, СМИ в регионах, сетевого (интернет) сообщества, в том числе в ходе проведения августовских совещаний с целью доведения и разъяснения позиции Профсоюза по внесенным Правительством РФ в Государственную Думу РФ проектам федеральных законов «Об образовании в Российской Федерации» и «О внесении изменений в отдельные законодательные акты Российской Федерации в связи с принятием Федерального закона «Об образовании в Российской Федерации».
Поскольку рассматриваемые законопроекты носят особый, социально значимый характер, они будут продолжать находиться в центре внимания и интересов различных общественных и политических сил, включая как зарегистрированные (системные) парламентские и непарламентские политические партии, так и разные движения и структуры, так называемой внесистемной оппозиции.
В этой связи представляется важным для территориальных организаций Профсоюза при разъяснении позиции Профсоюза по рассматриваемым законопроектам придерживаться конструктивного и профессионального характера ведения дискуссии, стараясь не склоняться как к позиции безответственного популизма, так и к позиции безоговорочной поддержки внесенных в Государственную Думу РФ законопроектов по образованию.
В целях оказания практической помощи территориальным организациям Профсоюза направляем для использования в работе Таблицу разногласий к проекту федерального закона «Об образовании в Российской Федерации», внесенного Министерством образования и науки Российской Федерации в Правительство Российской Федерации (письмо Минобрнауки России от 3 мая 2012 года № МОН-П-1094) с учетом редакции от 13 июля 2012 года, которая рассматривалась на заседании Правительства РФ.
Со своей стороны, ЦС Профсоюза намерен самым активным образом включиться в процесс рассмотрения Государственной Думой РФ представленных Правительством РФ законопроектов в рамках работы многочисленных экспертных советов и рабочих групп, созданных при Комитете по образованию Государственной Думы РФ, в состав которых включены представители аппарата ЦС Профсоюза и СКС Профсоюза.
Кроме того, в рамках первоочередных шагов ЦС Профсоюза предполагает направить в адрес всех политических фракций, руководителей комитетов Государственной Думы РФ обращения с изложением позиции Профсоюза по представленным Правительством РФ законопроектам и призывом поддержать предложения Профсоюза в рамках подготовки указанных законопроектов ко второму чтению.
В случае игнорирования позиции Профсоюза по принципиально важным положениям законопроекта Правительством РФ и большинством Государственной Думой РФ Общероссийский Профсоюз образования оставляет за собой право использовать весь арсенал средств, предусмотренных законодательством РФ, включая организацию и проведение массовых акций в поддержку требований Профсоюза.
Справочно:
25 июля 2012 года состоялось заседание «Открытого Правительства» с участием Председателя Правительства Дмитрия Медведева.
На сайте http://большоеправительство.рф/events/2038/?sphrase_id=11004 размещена стенограмма этой встречи. Темой заседания стал министерский проект закона об образовании, внесённый в Госдуму наряду с альтернативным законопроектом фракции КПРФ. Депутат О.Н. Смолин заявил: «Мы договорились, что мы поддержим правительственный законопроект, если он по максимуму учтёт наши предложения». После выступления О.Смолина глава правительства поддержал конструктивные предложения оппозиции и согласился выставить альтернативный законопроект на сайте «Открытого Правительства».
В результате выполненного обещания на сайте «Открытого Правительства» по адресу: http://большоеправительство.рф/debate/2054/ начато обсуждение законопроектов "Об образовании в Российской Федерации" (правительственный) и "О народном образовании" (КПРФ)». Для этого на упомянутом сайте размещены:
-
текст законопроекта «О народном образовании»;
-
краткая характеристика ключевых позиций проекта федерального закона «Об образовании в Российской Федерации» (Законопроект № 1) и проекта федерального закона «О народном образовании» (Законопроект № 2);
-
текст законопроекта ФЗ «Об образовании в Российской Федерации».
Как стало известно из материалов, рассылаемых в различные организации по электронной почте представителями Межрегионального профсоюза работников образования «Учитель», эта организация при поддержке Конфедерации труда России планирует в конце августа - сентябре провести всероссийскую компанию в поддержку своих предложений к законопроекту «Об образовании в Российской Федерации». Упомянутые предложения профсоюза «Учитель» во многом носят популистский характер, демонстрируют дилетантское представление составителей предложений о возможных путях разрешения накопившихся социально-трудовых проблем в сфере образования, незнание или игнорирование требований Общероссийского Профсоюза образования по проблемам повышения и совершенствования оплаты труда, нормирования труда, а также по предотвращению дальнейшей интенсификации труда педагогических работников в условиях модернизации российского образования. Кроме того, редакция предлагаемых к законопроекту поправок профсоюза «Учитель» вызывает много вопросов с точки зрения учета в них требований действующего федерального законодательства в части разграничения полномочий между уровнями государственной власти и местного самоуправления, а также требований Бюджетного кодекса Российской Федерации.